Ирий земной и небесный.

Тип статьи:
Авторская

Земли Ирия на Кавказе

Что сегодня известно о территориальном образовании под названием Ирий? Сведения, которые можно почерпнуть из первоисточников, весьма скупые и больше склоняют чашу весов в сторону мифологии и представления Ирия — как рая небесного, а не земного. Так, например, если обратиться за информацией к современным электронным средствам Интернета, то в Википедии мы по этому поводу найдём множество информации со ссылкой на «Краткий мифологический словарь» под редакцией М.Б. Ладыгина, О.М. Ладыгиной, (2003г) и другие первоисточники:

Ирий (вирий, вырий)— в восточно-славянской мифологии южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна.

По преданию, ключи от Ирия сначала хранились у вороны, но та прогневала богов и те передали ключи жаворонку. С представлением об Ирии связаны магические обряды погребения птичьего крыла в начале осени.

Славяне верили, что именно на этот небесный остров улетают осенью перелётные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» — рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь.

В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей (перед названием зверя, обитавшего на этом острове, говорили «старший» или «старый», это говорило о их зрелости и телесной мощи). Этот остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса, также называли «Ирий» или «Вирий».

В белорусском и украинском языках в настоящее время также существуют выражения о перелётных птицах «ляцяць у вырай» (белорусское) «летіти до вирію» (укрраинское), которые не употребляются в другом контексте.

Получается, что перелётные птицы по преданиям весной летят на север, туда где когда то был рай, а по осени возвращаются обратно. Классическая информация, переносящая нас из мира земного в мир небесный. Но, если исследуемый первоисточник «Велесова книга» пишет правду, был и мир земной под названием Ирий. Его и следует попытаться найти. Этим поиском занято уже не одно поколение людей. Если ознакомиться со всеми первоисточниками и их интерпретациями, то, в конечном итоге, большинство из них находят Ирий на Кавказе. При этом территорию Ирия общепринято ассоциировать с народами под названием «иронь» (славянский вариант) и «ирон» (вариант осетинский). Таким образом, возникло два противоположных мнения. С одной стороны – народом под названием «иронь» или «ирон» стали называть современных осетин Б. Кавказа, с другой стороны – имеются утверждения, что это славяно-арийские народы некогда образовавшие на Б. Кавказе территорию под названием «Ирий», а её обитателей назвали «иронцами» (иронью). Ознакомимся с этими мнениями, как сформированными на реально существующих событиях, которые будут рассмотрены ниже. Рассмотрим для начала сведения связывающие косвенно осетин с иронью и аланам.

БЭС: Осетины (самоназвание ирон, на З. Северной Осетии — дигорон), нация, основное население Северно-Осетинской АССР и Юго-Осетинского АО; живут также в ряде районов Грузинской ССР, Кабардино-Балкарской АССР, в Ставропольском крае, в том числе в Карачаево-Черкесской АО. Общая численность 488 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на осетинском языке.

Википедия: Осети́ны (осет. ирæттæ; собирательно ирон адæм, ир) — народ иранского происхождения, живущий на Кавказе, потомки алан. Самоназвание иронцев — «ирон» в единственном числе и «ирæттæ» или «ирон адæм» во множественном.

По одной из версий этноним «Ирон» восходит к «арии» (др.иран. arya-, aryāna- — «арий», «благородный»). Однако В. Абаев высказывал сомнения по этому поводу, указывая, что закономерное отражение aryāna – в осетинском языке выглядит как аллон, что соответствует самоназванию средневековых аланов, и предполагая для этнонима «ир» кавказский источник. Из той же Википедии:

Иронцы — крупнейший субэтнос осетин. Говорят на иронском диалекте осетинского языка. Проживают в основном в Северной и Южной Осетии. Из иронцев выделяются несколько этнографических групп: кударцы, чсанцы, собственно иронцы, туальцы и урстуальцы.

Рассмотрим, что пишут историки и исследователи старых времён. Ашхарацуйц (610-685 гг.) пишет: "… к западу [от Каспийского моря] Птолемей упоминает (реки) А(у)дон, Аландон, Сондас и Геррова, и некоторые народы, соимённые (этим) рекам, которые текут из Кавказа к морю до границы Албании. А в Сарматии находятся, начиная с востока на запад, прежде всего, народ аланов аш-дигор, а затем на юге их соседи хебуры, кудеты, аргвелы — которые маргвелы — и скивны — (которые) такуйры. За дигорами находятся аланы в стране Ардоз Кавказских гор, откуда вытекает река Армн, которая, направляясь на север через бесконечные равнины, соединяется с Атлем. И в тех же горах, за народом Ардоза, живут рафаны, пинчи, дуалы, (хоны), цихоймы, авсуры, и цанары, в земле которых находятся Аланские Ворота".

Никакого упоминания об ирони у данного автора, ссылающегося на Птолемея, не находим, а видим лишь упоминание о неких Аланских воротах. Ибн Руста (ок. 290 г.х./903 г.): Путешествуя в левую сторону (на Запад) от царства дагестанских аварцев (mulk al-Sarir) три дня странствуешь среди гор и лугов, чтобы дойти до царства аланов (mulk al-Lan). Царь аланов (malik al-Lan) — христианин в сердце, но все люди, населяющие его царство — язычники, поклоняющиеся идолам. Затем проходишь расстояние в десять дней пути среди рек и лесов и достигаешь крепости (qal'at), называемой «Аланские ворота». Она стоит на вершине горы, у подножия которой проходит дорога; крепость окружена высокими горами. Тысячи людей из числа её обитателей охраняют её стены днём и ночью. Народ аланов состоит из четырёх племён, но благородство и царскую власть принадлежат племени, называемом D.hsas. Царь аланов называется B.gay.r, имя, которое носят все их цари.

Ал-Масуди (ум. в 345 г.х./956 г.):

Царство аланов (mamlakat al-Lan) граничит с дагестанскими аварцами (al-Sarir). Его царь (malikha) носит титул K.rk.ndag, а его столица называется Магас (Ма'ас) (M.g.s) (Ср. н.- персид.: Mks,Mnks/Myks, монг.: Meket/Meget, кит.: Maigesi (Alanica)), что означает — «муха». Помимо этого города, царь владеет замками и угодьями, куда он время от времени переезжает. Царь аланов и правитель аварцев (sahib al-Sarir) недавно стали союзниками, выдав друг за друга своих сестёр. После распространения ислама при Аббасидах, цари аланов, которые до этого были язычниками, приняли христианскую веру, но после 320 г.х./931 г. они отвратились от неё и изгнали епископов и священников, присланных им византийским императором[...]

[...]Правитель аланов — могущественный, очень сильный и влиятельный среди царей, может выставить 30 000 всадников. Его владения состоят из беспрерывного ряда поселений, расположенных настолько близко друг к другу, что если кричат петухи, то они откликаются друг другу от одной стороны царства до другой[...]

[...]Между царством аланов и Кавказом (в Дарьяльском ущелье) есть так называемый Замок Аланских ворот и мост на большой реке (Терек). Эта твердыня была построена персидским царём Исбандийаром б. Биштасфом, который оставил там гарнизон, чтобы препятствовать аланам доходить до Кавказа. Нет никакой другой дороги для них, кроме как через мост под замком; стоящий на твёрдой скале замок невозможно захватить, и нет способа войти в него иначе как с согласия её гарнизона; кроме того, источник пресной воды, сбегая с вершины скалы, выходит в середине замка[...][...]по соседству с царством аланов, между Кавказом и Чёрным морем, живут черкесы; аланы превосходят могуществом этот народ, который не мог бы справиться с аланами, если бы не имел для защиты укреплений на морском побережье. Причиной их слабости по отношению к аланам является их нежелание назначить царя, чтобы он правил ими; иначе ни аланы, ни какой-либо другой народ не могли бы устоять перед ними[...]
[...]около страны аланов живёт народ абхазов, которые являются христианами и имеют своего царя; их территория простирается до самого Кавказа, но они не достаточно сильны, чтобы бороться с аланами[...]

Ибн ал-Асир (555 г.х./1160 г.-630 г.х./1233 г.)

В 619 г.х./1233 г., после нападения на лесгов, татары двинулись на территорию аланов. Узнав об этом, те обратились к кипчакам за помощью, и вместе с ними встретили захватчиков в сражении. Однако, ни одной из сторон не удалось одержать победы. Тогда татары послали к кипчакам вестников, взывая к тюрко-монгольскому братству и предлагая им часть предыдущей добычи в обмен на их отступничество:«Мы с вами — одного рода, эти же аланы вам не родня, даже по религии они являются христианами, а вы другой веры ». Так между ними было заключено соглашение о ненападении, и получив товары, о которых было уговорено, кипчаки ушли. Сразу после этого, татары напали на аланов и перебили их, совершая все виды злодеяний, грабя и захватывая пленников. Однако они не сдержали своё слово, и беспощадно обрушились на кипчаков, которые, доверяя соглашению, разошлись и, оказавшись застигнутыми врасплох, были вынуждены искать убежища в горах и болотах.

Гильом де Рубрук в 1253 г.: «аланы на этих горах всё еще не покорены, так что из каждых десяти людей Сартака двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине».

Этих ссылок достаточно, чтобы понять сторонников гипотезы причисления аланов к жителям Б.Кавказа. Об ирони же историки ничего не пишут. Рассмотрим ещё одну точку зрения. Первое упоминание об аланах, причисляемых к современным осетинам относится к I веку нашей эры. А первое письменное упоминание — не позднее 65 г. н.э. Тем не менее, во многих первоисточниках просматриваются связи алан и ирони с Балканами, Доном, Б. Кавказом, Индией и Ираном. На этом маршруте хорошо виден путь славян-ариев гаплогруппы R1a1. Понимание разности гаплогрупп племён ариев и современных осетин, в основе гаплогрупп которых лежат G2a и R1b, привели к мысли внимательного изучения альтернативных первоисточников. К ним можно отнести труды М.А. Оболенского по русским и славянским древностям «О первоначальной Русской летописи» и Полным церковным словарём, являющимся пособием для пре­по­да­ва­те­лей русского и церковно-славянского язы­ка, за­ни­ма­ю­щих­ся изу­че­ни­ем рус­ских древ­но­стей, составленного священником магистром Григорием Дьяченко (1870). В последнем, со ссылкой на М.А. Оболенского, сказано:

Алане выходцы из Индии, происходившие от племени Иафетова у которых цари назывались «россами». Отсюда те алане, которые управлялись царями, назывались «россъ». Те же алане которые управлялись народными старшинами назывались просто аланами. … При выше указанном распространении алан мы видим их под тремя различными названиями: тавро-аланы, россь – аланы и аланы – славяне управлялись своими именитыми мужами с царём и родом его во главе, руссами. По этим славянским правителям и земли занятой славянами назывались Русью. Такое название сохранилось за этими землями ещё до Р.Х., как мы видим из древнейшей географии Скифии оставленной нам Геродотом.

Из Повести временных лет известно: «По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета …» Давайте теперь обратимся к выше упомянутой ссылке на Геродота. В своих трудах о скифах, к коим себя причисляют современные осетины, он пишет:

Седьмая река Геррось впадает в Борисфен (Днепр) в том месте, до которого Борисфен судоходен и от этого места где она впадает, вся земля называется землёю Роса. По течению (Борисфена) в море, которым он разделяет страну кочевников от страны царских скифов, до впадения в него Гипакариса.

Продолжим изучать материалы ИсторииГеродота (IV.11-12) и процитируем ту гипотезу, которой он лично доверяет больше всего:

11.Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

В.И. Абаев высказывает свои предположения:

в центральной части Б.Кавказа, аланы-иронцы появились гораздо позже, чем аланы -дигорцы. Живя «в интенсивном межплеменном общении и движении в услови­ях открытой равнины», они потеряли многие архаические черты своего языка, чего нельзя сказать о дигорцах. Возникает вопрос — почему термин «ирон» не упоминается в источниках, в том числе грузинских, и существовал ли он вообще у алан-осетин в средние века или же его появление от­носится к послемонгольскому периоду? Все эти вопросы пока остают­ся без ответа.

Надо полагать, В. Ф. Миллер правильно отмечал, что «иронцами» стали впоследствии называть потомков алан, живших, по данным «Армянской географии», в центральной части Северного Кавказа, в частности в современной Орджоникидзевской котловине, которая стала известна в VII в. под названием Ардоз — поляна среди леса. В грузинской исторической хронике все группы осетин в средние ве­ка именуются осами; под таким названием встречаются там и предки осетин — аланы, сарматы и скифы.

Из книги «Историографии початия имени, славы и расширения народа славянского» Мавро Урбини (1722) написанной из свода собраний более древних историков разных стран, имеется целый раздел, посвящённый аланам, в котором они относятся к племенам славянским. Это не противоречит утверждению о том археографа, археолога, директора московского архива министерства иностранных дел, М.А. Оболенского (1805 гр) что алане назывались «рось» (россами).

Как можно эти противоречивые данные связать между собой? Только, если между осетинами и славянскими племенами имелся контакт или образовался некий союз, посредством которого осетины прослеживают свои традиции и связи с иронью, аланами, ариями – скифами, продвинувшимися с Днепра на Б. Кавказ и далее на Ю.Урал, в Индию и Иран, или в обратном направлении: Иран — Б. Кавказ. Тогда становится понятным связь со скифами, иронью и русами. При этом следует обратить внимание на то, что у ариев продвижение происходило в обратном порядке. Не из Индии на Балканы, а наоборот. Эта тема достаточно полно была изучена А.А.Клёсовым в 2008-2010гг. Рассмотрим данный вопрос с точки зрения ДНК-Генеалогии.

Гаплотипы индусов, потомков ариев, идентичны с гаплотипами русских, которые тоже являются потомками ариев. АРИИ — это группа людей, прибывших в Индию и Иран примерно 3500 лет назад, которые описаны в соответствующих исторических материалах и потомки которых и сейчас занимают значительную долю в высших кастах Индии. Их, потомков, и сейчас зовут «индоевропейскими» в Индии. Это — официальный термин в Индии. Он входит в статистические материалы, переписи населения, «цензусы». Оказалось, что большинство их имеют гаплогруппу R1a1, с общим предком этих людей примерно 4000-4200 лет назад, и их гаплогруппы практически идентичны гаплогруппам этнических русских гаплогруппы R1a1 (с общим предком примерно 4600-4800 лет назад), которые тоже говорят на индоевропейских языках, причем той же подгруппы, что и индоевропейские языки в Индии, имеют сходную топонимику, и сходные древние культурные особенности, включая древние религиозные обряды и традиции. (Клёсов, 2010)

Не отсюда ли прослеживается связь современных осетин с Индией и Ираном на Б. Кавказе, очевидно, через славян-ариев, которые ещё около 5000 лет назад продвинулись с Днепра на Б. Кавказ и образовали там Ирий, возможно, в союзе с другими племенами, который известен среди славян и под сокращённым топонимом «Ира», а народы, населяющие эту территорию, под названием «иронь». Уже тогда, около 3500 лет назад, продвинувшись к Ирану, арии могли передать предкам осетин свой арийский (индоевропейский) язык в Иране. Следует обратить внимание и на окончания слов в топонимике названий территориальных образований у ариев — в древности оканчивалось на «лань»: Русколань, Рейнсколань, Рузколань, Антлань и т.д. Алань в этом вопросе не исключение из правил. Следует заметить, Антлань и Алань очень близкие друг к другу названия расположенные на одной и той же территории.

В исследованиях проведённых А.А. Клёсовым в области ДНК-генеалогии отмечается, что пока она не имеет достаточных данных по ирони и аланам для их идентификации и отнесения с предпочтением к той либо иной гаплогруппе из – за недостатка данных, в том числе связанных с тестированием в Осетии. Всё, что на сегодня известно ДНК-генеалогии по Y-хромосоме значительная часть осетин имеют гаплогруппу G2а и R1b которая не свойственна ариям, индоевропейцам, и индоевропейцам-индусам. Выкладки этих исследований я приведу ниже.

Проведённый анализ подводит к тому, чтобы проанализировать и сопоставить с уже имеющейся информацией, исследуемый альтернативный первоисточник и посмотреть какая информация содержится по данному вопросув «Велесовой книге». Что подразумевал автор в ВК под словами: «Мы творили былое, хороша была земля Ирия (Ира), как деды наши рассказывали всем.» Для этого придётся обратиться за поиском к другим ведам ВК (даны в дословном переводе).

В них сказано:

Не за время антов и те, ант в Ирие одержит мечем много, лежит погребенный дом твой и как же домов чужие не строят иным. (ВК-1)

Из веды видно, что речь в ней идёт о территории Ирия на которой располагались позже анты, образовавшие Антию (Антлань, союз 10 княжеств) на Б.Кавказе. Следующее упоминание об Ирии, расположенном на Б.Кавказе, встречаем в шестой веде, в которой написано:

По чести жив, о трудностях. То был в степи болярин Скотень, тот не подлегши под хазар, был иронцем, от Ирони помощи просил. Тому конница послана была.

Иранцы о том решили иначе:

— Боятся русы, боятся русы остаться под хазарами. Кий долез до града Киевского, там уселись ежели русичи, которые не валялись под хазарами, идут до Скотеня. Так Русь стала, ваша коли иронцы не хотели, с веков наша, дань не брали. Так оставим русам жизнь русско-хазарскую и берем эти дары свои.

Дань. Дети. Женам великое зло было. Творилось зло, оттого горя годь налезла на Русь и колу Скотеня. Тот измечился. Порассуждав, наши потянулись на них, тогда конница иронцев утратилась. Разбили годь, расколоты были годи. Бежали с поля окровавленные, это лилась чермлёная земля была ерунами, росла Русь землею годьскою. Мечами зницы всякой и земля их не вмещала. (ВК-6)

Описанные события свидетельствуют о тесной связи и взаимопомощи между Киевским княжеством, расположенном в Днепровских степях, и иронью, расположенной на Б. Кавказе. Речь идёт об ариях Днепровских и продвинувшихся ариях на Б. Кавказ, образовавших там Ирий, по которому племена ариев стали величать себя иронью. Сам князь Скотень был выходцем с Б. Кавказа, т.к. отмечено, что сам он был иронцем.

Другое тысячелетие подверглись разделению. Убудет это само, тоньше. Стали одерень чужим делать, та сначала годи, которая крепче, и удерживается. А на других хазаринам, так как того испугались каганата. То не родственники наши им, так как-то не рады наши им. Попервому стояли гостями на Руси, поначалу были велеречивые. Потом стали злиться. Русов отлучать стали, вроде стали теми: — “Конем” грядем, от этого коня вот вольно берем. Сами в лице с Иры. Рука божеская от нас отвернулась, так как на двадцати тысячах лет не могли сотвориться до русов. (ВК-6)

Летом 2014г исследования по аланам провёл А.А. Клёсов опубликовавший очерк под названием «Аланы, их гаплогруппы и моляры, и их современные потомки». В исследованиях он пишет:

Дискуссии на тему – кто такие были аланы, их роль в истории, и кто сейчас их потомки — продолжаются в научной литературе много десятилетий. В предыдущих статьях и дискуссиях по ним на Переформате мы не раз эту тему затрагивали, и возвращались к ней опять и опять. К тому же тема эмоциональная, поскольку есть два кавказских народа, которые считают себя в первую очередь потомками алан – осетины и карачаево-балкарцы. Осетины не раз выходили в руководство страны с предложением переименовать Осетию в Аланию и осетин в алан, призывая восстановить исконное название государства и вернуть народу историческое название. Многие карачаево-балкарцы считают, что аланы – это их предки, поскольку уже давно сами называются аланами. Казалось бы, в чем проблема? Пусть называются и те, и другие, не так ли? Но проблема есть, потому что есть такое понятие, как историческое и научное обоснование. Только такое обоснование делает решение по-настоящему легитимным. Потому и горячие дискуссии, которые одни называют «аланоманией», другие – борьбой за историческую правду и справедливость. А это в национальных вопросах – серьезное дело, серьезнее не бывает. …

Итак, положение первое: как карачаево-балкарцы, так и осетины не являются однородным образованием. Они состоят из нескольких родов в отношении их наследственности, их непосредственных предков.

Положение второе: Общий предок гаплогруппы G2a1 у карачаево-балкарцев и осетин жил очень давно, еще в Европе, примерно 4675 лет назад. Поэтому он не мог быть аланом, просто по определению.

Теперь – положение третье:… Загадка многих десятилетий близка к решению. Ни осетины, ни карачаево-балкарцы гаплогруппы G2a1, основной у тех и других (треть у КБ, вторая треть – гаплогруппа R1a), не являются потомками алан, во всяком случае донских алан. Но ведь именно их, донских алан, историки направляют с Северного Кавказа на Дон, говоря, что на Кавказе они стали предками то ли осетин, то ли карачаево-балкарцев, то ли тех и других. Оказывается, что ни тех и ни других. У них обоих другое происхождение, во всяком случае в гаплогруппе G2a. А гаплогруппы R1a у осетин практически нет. Значит, опять другое происхождение. Ни по одной основной гаплогруппе, то есть ни по G2a, ни по R1a, осетины и карачаево-балкарцы не пересекаются, во всяком случае в аланские времена.

… гаплогруппа G2a у карачаево-балкарцев и осетин принесена из другого, не донского-аланского источника. Более того, гаплогруппа G2a у обеих народностей значительно расходится, и имеет общего предка, который жил примерно 4675 лет назад. Это опять же не могли быть аланы. Но язык у карачаево-балкарцев и осетин разный, у первых тюркский, у вторых индоевропейский, с заметным влиянием местного субстрата. А далекий предок – один и тот же. Иначе говоря, языки здесь – не аргумент в дискуссии о происхождении осетин и карачаево-балкарцев. У кого-то из них язык изменился за последние тысячелетия, возможно, что и у обоих.

Поэтому для (почти) окончательного решения вопроса нужно будет провести тестирование на ДНК предполагаемых алан из других могильников, а также провести тестирование как минимум половцев из соответствующих захоронений, и сопоставить их гаплотипы с карачаевскими и осетинскими. Половцы со своей возможной гаплогруппой R1a (или другие степняки с той же гаплогруппой) выдвигаются на предпочтительных кандидатов на происхождение трети карачаево-балкарцев. Но половцы предпочтительнее, потому что по историческим сведениям то ли 40 тысяч (исторические сведения), то ли 5 тысяч (интерпретация) половцев ушли на Кавказ. Про других степняков, не половцев, таких сведений нет.

В работе «Аланский Боливар не вынесет двоих?» опубликованной 25.09.2014г на «Переформате» А.А. Клёсов отмечает:

Есть две основные версии происхождения средневековых северокавказских алан – южнорусская и массагетская. Согласно первой – это потомки алан южнорусских степей сарматского времени, то есть 1-4 вв. нашей эры. «Южнорусские» здесь понятие условное, это могло быть от Балкан до Средней Азии. Для них был характерен катакомбный обряд погребения. Согласно второй версии, это потомки массагетских (тохаро-усуне-кангюйских) племен Приаралья. Для них был характерен подкурганный катакомбный обряд захоронения. Это тоже 1-4 вв. нашей эры. В целом, аланские племена существовали до 13 века н.э., пройдя в своем развитии несколько этапов. После начального периода донской Алании в первые века нашей эры часть алан в 4-м веке ушла в Европу в ходе Великого переселения народов, часть ушла на Кавказ и вместе с местными кавказскими племенами образовала Аланию между Кубанью и Тереком. В середине 8-го века северокавказские аланы переселились в бассейн Среднего Дона, возможно, под давлением (военным или политическим) хазар, образовав (или войдя в) салтово-маяцкую культуру. После разгрома их «татаро-монголами» (это – собирательный образ тюркского нашествия со стороны Центральной Азии) они опять ушли в горы Кавказа и там, видимо, ассимилировались местными племенами, которые и могли постепенно трансформироваться в современных карачаево-балкарцев и/или осетин.

Далее автор приводит данные ДНК-генеалогии в обоснование своих изысканий:

Положение первое: как карачаево-балкарцы, так и осетины не являются однородным образованием. Они состоят из нескольких родов в отношении их наследственности, их непосредственных предков. В настоящее время основные гаплогруппы осетин:

G2a — 70%

J2a — 14%

R1b — 7%

Прочие — 9% (единичные гаплотипы С, E1b, I2c, J1, L1b, Q1a, R1a, T1a)

Здесь надо напомнить, что происхождение всех основных трех родов-гаплогрупп разное. G2a пришли, возможно, из Европы, потому что скелетные останки носителей этой гаплогруппы (G2a-P15) десятками находят в захоронениях Западной и Центральной Европы – в Испании, Франции, Германии с датировками 7000-5000 лет назад. J2a пришли из Месопотамии, начиная с 7000 лет назад, когда начались активные (в первую очередь, урукские) миграции на север. R1b прибывали из Центральной Азии, первые волны миграции на Кавказ и далее на Ближний Восток были примерно 7000-6000 лет назад (основной субклад R1b-L23), и далее вплоть до I – начала II тыс н.э., затем были прибытия тюркоязычных племен из Центральной Азии, часть которых несли субклад R1b-M73. С ними увлекались и носители минорных (в настоящее время) гаплогрупп в Осетии, перечисленных выше, часть которых попадали на Кавказ и позже, вплоть до настоящего времени, разными путями.

Если посмотреть отдельно на данные по дигорцам и иронцам, то у первых 60% G2a, у вторых – 74% G2a (эти данные получены по «академическим» выборкам). Надо отметить, что приведенные выше данные воспроизводимы по разным выборкам, как «академическим», так и «коммерческим», как, в частности, показывает величина 70% для гаплогруппы G2a у осетин из коммерчеcкой выборки Проекта FTDNA, без подразделения на дигорцев и иронцев. Ясно, что при увеличении количества тестируемых некоторые подвижки в долях гаплогрупп возможны, но они определенно не будут принципиальными.

Основные гаплогруппы карачаево-балкарцев:

R1a — 32%

G2a — 29%

J2a — 13%

R1b — 8%

I2 — 7%

Q — 5%

Прочие — 6% (единичные гаплотипы E1b, J1, T1a)

Мы уже видим, что родовой состав осетин и карачаево-балкарцев принципиально различается, и если аланы и были в предках тех и других, то были только частично и в разной степени, хотя у осетин – до трех четвертей от всего мужского населения.

Таким образом, ответ на вопрос к какой основной гаплогруппе относятся иронь и аланы, и кто основал на Б.Кавказе территориальное образование под названием Ирий (Ира) несмотря на кажущуюся близость его разрешения, пока остаётся до конца не решенным.



Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!