История науки "Цивилология"

Тип статьи:
Авторская

РАЗЛИЧНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЗИЦИИ ЦИВИЛОЛОГИИ

Эта наука создаётся в течение лет полутораста, если отсчитывать от Канта. Я отмечаю главные вехи на этом пути:

<p "="">1.Стадия «до Шпенглера» — до 1970г

2.Стадия Ницше-Шпенглера-А.Вебера (1900…1930).

3.Стадия пост-Шпенглеровская

3.1. «Старая»: Арнольд Тойнби, Д.Белл/Э.Тёффлер.(1940…1970)

3.2.«Новая»: Пит.Сорокин, Лев.Гумилёв.(1968….19??)

3.3.» Новейшая»:……………………..(1990….2012)

Дошпенглеровский этап – это ряд европейцев, но его завершает Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – естествоиспытатель и философ почвеннического направления, автор фундаментального историко-философского труда «Россия и Европа» (1869). В настоящее время Н. Я. Данилевский признан основателем теории локальных цивилизаций, поскольку он был первым учёным, сформулировавшим её основные положения, опередив почти на полвека О. Шпенглера. По мнению Н.Я.Данилевского, «прогресс состоит не в том, чтобы идти все время в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами, во всех сторонах развития».

Освальд Шпенглер, школьный учитель математики, на несколько лет уединился и выдал ошеломляющий труд «Закат Европы», и некоторых смыслах он развил идеи Данилевского. Также этот теоретический «могильщик» Европейской цивилизации опирался на соотечественников Шопенгауэра и Ницше. После опубликования в 1922г второго тома «Заката Европы», его аксиомы и теоремы отработал Альфред Вебер, младший брат Макса Вебера-основателя научной социологии.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ тоже имеет несколько определений: по Канту, по Данилевскому, по Шпенглеру, по Тойнби… Но воспользуемся здесь тем определением что задал Альфред Вебер: «Процесс цивилизации и движение культуры по своей сущности различны; они обладают совершенно различными формами и законами развития, совершенно различной феноменологией, в которой они выступают перед нами в общем историческом процессе. Процесс цивилизации (в его различных частях образования интеллек­туально сформированного образа мира и Я — макрокосмоса и микрокос­моса — космоса практически интеллектуального знания и интеллекту­ального сформированного опосредствующего аппарата господства над существованием) может достигать в различных исторических телах со­вершенно различного уровня; он может придавать создаваемому им об­разу мира формы выражения, — но в каждом историческом теле он всегда шаг за шагом строит космос познания,. То, что выявляется, целое и его части,«открывается, уже есть до того как оно находится, предсуществует, с точки зрения развития, лишь втянуто в сознательное человеческое существование, в освещенную сферу бытия, которой человек себя окружает. Это относится как ко всему космосу практического знания естественных наук, так и к каждому отдельному естественнонаучному «открытию»: оно относится также к общей систе­ме теоретического знания и к каждому отдельному установлению в об­ласти теории познания. .»[14]

Для сравнения представляю одно из определений культуры – также одно из разных и многочисленных.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРы(лат.cultura – возделывание, обрабатывание) –социально- прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания и распредмечивания,направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутренне богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

В такой многоголосице хочется опустить на миг всякие научные навороты и высказать суть двух феноменов самым простейшим способом; то что сейчас прозвучит не записано никем и нигде, но оно точно соответствует выводам и доказательствам двух центровых цивилологов О.Шпенглера и А.Вебера:

КУЛЬТУРА: Деятельностьчеловека, продиктованная Богом, богами, Родовым предиктором(преданиями, наследственностью, любовью, честью, справедливостью). К. – результат культа, то есть любовью и восхищением к Богу. В культуре есть самосовершенствование, но нет творчества, посколькутолько Бог есть Творец. Вектор Культуры: от Божественного к индивидууму, далее богочеловеческое одаривание ближних и дальних.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: Деятельность человека, продиктованная собственным творчеством, открытием (подглядыванием) тайн Творца, изобретательством на базе не внешних установок, а интуиции, личной воли… Вектор Ц.: от себя к самому себе(эгоизм), далее распродажа личных достижений близким и дальним.


Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!