Теория цивилизации

Тип статьи:
Авторская

ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Нет ничего в гуманитарной области наук более обширного объекта, чем теория цивилизации. При этом усматриваются две категории такого теоретизирования:

1. Познавательная теория.

2. Теория обновления (или кардинальной смены) существующих Ц-й.

Очевидно, что второе вытекает из первого.

Познавательная теория уже в значительной мере совершена за 1,5/2 столетия, хотя не стоит думать, что – окончательно. Теоретизирование обновлений Ц. началось с 1970г. когда научное пророчество О.Шпенглера о «закате Европейской Ц.» начало сбываться. С началом 21 века появились конкретные проекты Новых Ц-й.

Теория обновлений (частичных или полных) может быть написана

А. в статическом режиме, поскольку хорошо изучены многие окончившиеся Ц. разного масштаба. В отношение обновлений планетарной Ц. теоретическая статика проблематична, поскольку объект сам спонтанно обновляется, значит любая статическая теория обречена на стремительное устарение.

Б. в динамическом режиме, поскольку Ц есть процесс; очень вероятно, что такое теоретизирование должно неизбежно применить математические методы динамического программирования.

4.1.АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ТЕОРИИ. Обычная и привычная для теоретиков методика, и она успешно проделана длинным рядом учёных. Здесь нужно только всегда быть начеку в виду учащающего появления новых инструментов познания Человечества (например ДНК-генеалогия). То есть полный аназил Ц. как таковой, или нек. локальной Ц. постоянно должен пополняться новыми данными, которые могут и корректировать старые данные.

4.2. СИНТЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА. Синтез обязательно должен следовать за анализом. В динамическом режиме теории синтез всегда является неоконченным, ибо объект своим собственным развитием частично отменяет искусственно созданную модель.

4.3. БЛОКИ ТЕОРИИ ОБНОВЛЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Как наука сегодня цивиллология состоит из разрозненных исследований. Структура науки не создана. Но для построения теории Ц. существует достаточное количество философских, культурологических и натуралистических концептов – «технологический» набор для построения теории Ц. Вот некоторые…

  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ БЫТИЯ.
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЫТИЯ.При определении многих понятий гуманитарного и даже натуралистического циклов как опора часто встречается понятие «совершенствование» и, как срез этого процесса, –«совершенство». Само оно принимается без определения – можно ли разным людям понимать неодинаково совершенство как таковое ?! Пусть будет так! Но наука не имеет права опираться на литературно-растяжимые понятия.

Мы, во-первых, заглянем внутрь слова и найдем корень ВЕРШ; скажем, что «совершенство» есть такое состояние качества, а иногда и количества, какие

близки к максимуму=вершине возможного. Из математики известно, что максимумы бывают локальные, абсолютные и бесконечные, то есть совершенствование может временно останавливаться, либо заканчиваться в пике, который уже никогда не превзойти, либо бесконечно приближаться к некоему пределу. Наша беда в том, что мы никогда не знаем, какого характера вершина нас ждет, и принимаемостановку, застой за достигнутое совершенство.

Совершенствование бытия определено и разработано уже в математическом стиле на базе АКСИОМАТИКИ, и этот сложный процесс зарегистрирован до возникновения человеческого бытия. Аппроксимация его человечеством лежит и в области культуры и в области цивилизации. Последнее – цивилизационное совершенство– является тысячеголосым аморфным дивом, фантомом, которое притягивает именно сбывающейся фантастикой, не задавая никакой цельности, заходя в области безумия и полного разрушения культуры. «… Tам, где цивилизация движется к полному расцвету – высится чудо мировой столицы, этот великий каменный символ всего бесформенного, чудовищного, великолепного, надменного. Оно всасывает в себя потоки существования бессильной деревни,… Деньги празднуют здесь свою величайшую и последнюю победу. Это самое изысканное из всего, что являлось в светомире человеческому глазу, жутковатое и невероятное, пребывающее уже почти по ту сторону возможностей космического формообразования.» [Ф.Ницше]

НИЦШЕ О РОССИИ:«…Воля к традиции, к авторитету, к ответственности на столетия вперёд, к солидареости цепи поколений вп1рёд и назад…Подобное России, единственной державе, которая нынче является прочной, которая может ждать, которая ещё может нечто обещать, — России, противопонятию жалкому европейскому партикуляризму и нервозности, вступившим в критический период с основанием Германской империи./стр.819\

Культурное совершенство конечно, доступно здесь и сейчас. «Моральные усилия людей и культурный прогресс человечества не являются средством к чему-то постороннему и чуждому…: смысл и значение добра и совершенствования лежит в них самих же, в развитии моральной природы человека, в достижении все более высоких ступеней духовного развития.»[С.Франк] Век тому назад большое волнение в гуманитарных кругах возбудило этическое учение А.Ницше, упрощенно говоря, – о сверхчеловеке, о совершеннейшем человеке. Ницшеанству приписывали много порочных идей, вплоть до беременности гитлеризмом, но, похоже, мало кто вчитывался в его сложные работы. В «Несвоевременных размышлениях» Ницше формулирует свой этический идеал, впоследствие вы-лившийся в образ «сверхчеловека», в следующих словах: «Наши обязаности вытекают…из основной мысли культуры, которая ставит перед каждым из нас только одну задачу: содействовать развитию в нас и вне нас философа, художника, святого и тем трудиться над совершенствованием природы.»/UnzeitgemasseBetrashtungen,s.55\

<p "="">3.ЭВОЛЮЦИЯ БЫТИЯ. Процесс совершенствования сопряжен с эволюцией. Бывает, что их идентифицируют. Не стоит этого делать, ибо эволюция есть изменение спонтанное (случайное) и она фактически уводит бытие из состояния совершенства, хотя эволюционисты считают, что интеграл громадного количества таких случайных слагаемых как бы ведет мир к всеобщему совершенству. Эти проблемы, несмотря на сильную работу Т.деШардена, а может быть благодаря ей, сейчас в науке стоят на повестке «дня». Как определено в АТБ «Эволюция есть случайное и закономерное». [Э.Дейнекин] Случайное есть культура, закономерное есть цивилизация. Последнее нас тревожит все более и более. «Ужасная опасность долго дремала, но вcпыхнула с нашим первым постижением идеи эволюции…Мы начинаем открывать, что нечто развивается в мире через посредство нас, может быть за наш счет. И, что еще важнее, мы замечаем, что в этой великой игре мы одновременно игроки, карты и ставка. Никто не продолжит ее, если мы уйдем из-за стола. И ничто не может заставить нас остаться за столом. Стоит ли играть или мы обмануты? Вопрос еще едва сформулирован в сердце человека, за сотни веков привыкшего «маршировать». Высказываемый еще шепотом, но уже различимо, вопрос неизбежно предвещает близкие раскаты…Элементы мира, отказывающиеся ему служить, потому что они мыслят. Еще точнее, мир, увидевший себя посредством мышления и потому отрицающий самого себя. Вот где опасность. Под видом нынешнего беспокойства образуется и нарастает не что иное, как органический кризис эволюции.» [Т.де Шарден]

В контексте данной работы мы сопоставляем два выделенных А.Вебером процесса цивилизации и культуры с двумя названными выше процессами эволюции и совершенствования.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!