Миф 6 Остров Пасхи (тайна Моаи)

Миф 6  Остров Пасхи  (тайна Моаи)

Мифы и легенды народов мира.

Сакральность мифов

и их место в истории человечества.

Миф 6

Остров Пасхи

(тайна Моаи)


Георгий Максименко

Действительный член Академии компьютерных наук

Член Академии ДНК-генеалогии



«Специалисты ограничивают себя, чтобы зарываться

глубже и глубже, пока не перестают видеть друг друга

из своих ям. А результаты свои они выкладывают

на поверхность. Вот и надо посадить наверху другого

специалиста, единственного, которого ещё недостаёт.

Пусть он не спускается к ним в яму, а находится

наверху и сопоставляет различные факты».

(Тур Хейердал. «Тайна острова Пасхи»)


АБСТРАКТ

Существует множество научных и околонаучных гипотез и догадок относительно времени образования и заселения острова Пасхи (Рапа-Нуи), расовой принадлежности местных жителей, причинах гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния под названием «моаи». Этой теме посвящены исследования: кем и главное для чего изготавливались эти гигантские фигуры в виде человеческих фигур, какова была цель их применения на практике. Одним словом предстоит попытаться разгадать эту многовековую тайну.

Проведённые исследования показали что автору удалось справиться с поставленной задачей и прийти к более объективным выводам. Что же касается ранее выдвигаемых гипотез, ни одна из них не нашла надёжного подтверждения.

Ключевые слова: мифы и легенды, остров Пасхи, о. Рапа-Нуи, тайна моаи, история, ДНК-генеалогия.

* * *

Остров Пасхи расположен в южной части Тихого океана на территории Чили, является одним из загадочных уголков нашей планеты благодаря расположенным на нём циклопических каменных статуй моаи, которые представляют из себя гигантские каменные сооружения в виде человеческих головс туловищем погружённым в осадочные породы (рис.1). Всего на острове обнаружено около тысячи таких статуй, большинство из которых размещено хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Преимущественно они расположены по периметру самого острова, хорошо видны с большого расстояния и достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры достигают размеров более десяти метров в высоту. Несмотря на такие размеры вес статуи в около пяти тонн[1].

Рис. 1 Гигантские статуи моаи на о. Пасхи. (Из свободного доступа в Интернете).

Сами статуи изготовлены из вулканического туфа, имеющегося в достаточном количестве на самом острове. Он намного легче других пород камня. По структуре туф напоминает губку и ближе всего к пемзе. Данный материал для статуй, по археологическим данным, добывался преимущественно на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, после чего, по ряду гипотез, готовые статуи доставляли к месту назначения.

В популярных изданиях и публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся плотность базальтовых пород камня с объёмной массой около 3—3,2 г/см³), а не туф плотность и вес которого гораздо меньше, что существенно влияет на подъём, транспортировку и установку готовых фигур. Обычный размер моаи от 3 до 5 м высотой. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т. Несмотря на это в популярных публикациях фигурирует масса этих сооружений в 12,5—13,8 т, по другим данным достигает 30 и более тонн, что далеко от действительности. При этом, как правило, их высота и вес приравнивается к небольшому количеству статуй имеющих высоту— 10—12 м с весом около 10 т. При реконструкции и восстановлении подобные статуи в наше время спокойно устанавливаются 15-тонным краном, которого с большим запасом хватает для восстановительных работ.

Согласно исследованиям Тура Хейердала[2] стиль статуй среднего периода истории острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов раннего периода, которые подразделяют на четыре типа:

Тип 1 — четырёхгранные, иногда сплюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал — желтовато-серый туф Рано Рараку.

Тип 2 — длинные столбы прямоугольного сечения с изображением мало реалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа, первоначально двуглавый. Два других незаконченных — в карьерах Туу-Тапу. Материал — красная пемза.

Тип 3 — единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку. Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.

Тип 4 — представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей.

По некоторым данным Википедии: начиная с Хоа-Хака-Нана-Иа, также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro — изображение на спине, напоминающее набедренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа-Хака-Нана-Иа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. [3]

Согласно легендам распространённым на острове, вождь клана Хоту Мату’а в поисках нового места жительства нашёл остров Пасхи, где и обосновался. После его смерти остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем внуками и правнуками семейства. Современные жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана, которые и соорудили эти статуи. Легенды возникают и угасают, постоянно меняются их фрагменты, стираются детали. Но стержень их остаётся для поддержания интереса туристов к данным сооружениям. Если же говорить о гипотезах выдвигающихся на протяжении веков, их бесчисленное множество, начиная с наиболее реалистичных и заканчивая откровенно фантастическими про инопланетян высадившихся на острове и сверх развитых цивилизациях.

Данные радиоуглеродного анализа (Терри Хант и Карл Липо) полученные Калифорнийским университетом в ходе исследования восьми образцов древесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Пасхи был заселён примерно в 1200 г н.э.[4] Исследования дальнейшей судьбы аборигенов этого острова не входят в планы исследований. Об истории жизни на острове, колонизации и захватами аборигенов в рабство написано много работ, из которых в русскоязычном варианте можно предложить наиболее популярные (Н.А. Бутинов; Ю.В. Кнорозов; Ф. Мазьер; Д.Д. Тумаркин; Тур Хейердал).[5] Исследования будут сосредоточены на других вопросах и проблемах: как и для чего изготавливались эти гигантские фигуры.


Имеющиеся гипотезы и

критическое их осмысление

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955—1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В проекте были проведены эксперименты по высечению, перетаскиванию и установлению статуй моаи. Создателями моаи, по мнению автора, оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений. Это племя веками сохраняло секрет создания статуй от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Тур Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание и трёх бревен используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал». По сообщениям Т. Хейердала туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшиекак это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё. В целом ничего нового, легенды они на то и легенды, чтобы привлекать внимание людей.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных рубил. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые. Скорее всего использовались рубила из более твёрдых пород камня.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро, на их взгляд, перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв его на видео.

По мнению других исследователей, дикарям было не под силуизваять памятники таким весом и высотой, аккуратно расставить их по всему острову. — Такую работу могли проделать только инопланетяне. Эту фантастическую гипотезу выдвинул известный швейцарский путешественник и писатель Эрик фон Дэникен. Основным аргументом было то, что глаза статуй смотрят в небо. По его мнению пришельцы попали на этот остров из-за поломки своего корабля. Пока шёл ремонт корабля, развлекаясь они ваяли собственные бюсты. Поэтому у моаи такие нечеловеческие вытянутые лица. По этой причине многие статуи остались незаконченными.

Не менее экстравагантную версию в своей «Тайной доктрине» выдвигала оккультист — Елена Блаватская. С её слов остров Пасхи был частью Лемурии — мифической страны. В ней жили, помимо лемурийцев, еще и атланты — жители, спасшиеся с затонувшей Атлантиды. Т.е. намёк был на то, что это и есть сама Атлантида. Рассматривать эти две гипотезы не будем в меру их полной несостоятельности и ничем не обоснованных фантазий авторов.

Ещё одна гипотеза о смене населения. К более реальной причине по которой первые поселенцы покинули остров можно отнести ту о которой высказывается ряд ученых: по вине местных жителей на острове Пасхи случилась экологическая катастрофа, превратившая райский уголок в пустыню. По их мнению, численность островитян по мере роста привела к истреблению лесных запасов не успевающих пополняться. Американский биогеограф Джаред Даймонд сообщил свою гипотезу:

Деревья выжигали, освобождая землю для ведения сельского хозяйства, топили ими, использовали в строительстве. И вскоре возник дефицит еды и воды. Лес перестал задерживать влагу, началась засуха, иссякли родники и ручьи. Почва утратила былое плодородие. Во время этого упадка туземцы и стали возводить моаи, для того чтобы умилостивить богов. Но божества не помогли. Крах высокоразвитой цивилизации довершило людоедство.

Такая гипотеза тоже не выдерживает критики, т.к. является всего лишь ничем не обоснованным предположением о культовом предназначении маои как-то связанным с засушливостью местности и последующим людоедством.

Не выдерживает критики и предположение некоторых исследователей, что до настоящего времени сохранился некий клан коренных жителей острова, который скрывает от непосвященных древние знания предков, якобы сохраняющихся в древней письменности туземцев ронго-ронго. Таких сведений науке неизвестно. А страшилки местных жителей, что предки покарают каждого, кто раскроет бледнолицым секрет письма, могут напугать своей глупостью только во всё верящих туристов посещающих данный остров. Существует и такая гипотеза исследователей – ревизионистов полностью игнорирующих все имеющиеся предания и легенды острова, что коренные жители о. Пасхи сами поубивали друг друга. Они рисуют картину войны «длинноухих» с «короткоухими» перебивших друг друга. Конфликт якобы привелк низвержению и надругательству над каменными идолами маои в результате чего погибли все оставшиеся в живых жители острова. Достаточно логичных обоснований и следов таких событий археологам выявить не удалось.

Археологи Карл Липо из Университета штата Калифорния и Терри Хант из Гавайского университета доказывают, что высокоразвитая цивилизация на острове никогда не существовала. Моаи были нужны для отпугивания врагов с моря и для магических ритуалов.[6] Вот что они сообщили:

Статуи высекали в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку из вулканического туфа — пепла, уплотнившегося после извержения. И перетаскивали их на побережье с помощью бревен, канатов и деревянных катков. Различные эксперименты доказали: такой способ транспортировки реален. Так, 12 островитян, используя две жерди в качестве рычагов и несколько канатов, подкладывая под чуть сдвинувшуюся 20-тонную статую камешки, смогли установить ее за 18 дней.

Ученые выяснили, что статуи не были брошены впопыхах. Оказалось, что каждую лежащую на обочине дороги статую дополняет плита-постамент ушедший под землю. По сообщению учёных исчезать туземцы стали не до, а после прибытия колонистов из Голландии в 1722 году. По сведениям доктора Липо европейцы заразили их целым букетом болезней, что и уничтожило островитян.Они отрицают экологическую катастрофу на острове и сообщают, что вырубка деревьев не была единственной причиной опустошения. К такому же выводу приходит и доктор Хант.

Последняя и наиболее близкая к разгадке гипотеза была выдвинута в этом году археологами, проводившими многолетние раскопки моаи на острове. Они выдвинули гипотезу о том, что моаи это указатели места расположения водоёмов с пресной водой, т.к. по их мнению, остров испытывал дефицит снабжения водой. Однако и это гипотеза не выдерживает критики хотя бы потому, чтоколичество статуй явно превышает количество значимых водоёмов и располагаются они на значительном расстоянии от них, а не рядом с самими водоёмами. Да и сама идея увязать гипотезу с питьевой водой не нова. Впервые эта идея была высказана исследователем Карлом Липо, который на протяжении 20 лет изучал быт коренных жителей острова. Он выдвинул гипотезу, что пористая вулканическая почва быстро поглощала дождевую влагу, а мелкие озера не могли обеспечить достаточное количество воды. Специалисты замерили уровень содержания соли на побережье и пришли к выводу, что она была пригодна для употребления: «Грунтовые воды спускаются по склону к океану. Во время приливов поток пресной воды уходит прямо в море. В результате люди могли использовать эти источники, для сбора пригодной для употребления воды», — рассказал Липо.[7] Это подтверждают и записи исследователей XVIII века, которые утверждали, что аборигены якобы пили морскую воду.

Археология

Сами археологические работы и открытия статуй моаи начались еще в начале ХХ века, но информация не получила широкой огласки и на протяжении десятилетий люди продолжали верить в загадочные головы с далекого тихоокеанского острова. Тайна их оставалась не раскрытой. Во время одной из первых крупномасштабных исследовательских экспедиций в 1914 г было обнаружено в процессе раскопок, что статуи, которые выглядели как гигантские головы, на самом деле имеют своё продолжение в виде туловища и прикреплены к торсу и то что фигуры оказались в грунте, является результатом естественной эрозии и наслоением осадочных элементов (рис 2). Несмотря на то, что это археологическое открытие было сделано еще в начале ХХ века, информация не получила широкой огласки.

Рис. 2 Археологические раскопки показавшие наличие туловища у голов моаи. (http://dostoyanieplaneti.ru/3322-tajna-istukanov-ostrova-paskhi)

Археолог Джо Анна Ван Тилбург стала инициатором проекта, в рамках которого при помощи новейшей техники были описаны и сфотографированы около 1000 статуй острова. Для большинства людей в мире данная информация оказалась неизвестной.Во время раскопок ученым удалось найти камни с нанесенными на них изображениями в форме полумесяца. Предположительно, это были рыбацкие каноэ изображённые на рис 3-4.

Рис. 3-4 Набросок ЛюдвигaЛьюисaЧорисa(1816), показывающий два типа рапануйского каноэ. Одно из них с аутригером, другое — без. Также изображены вёсла.[8] И образец рисунка лодки на груди статуи моаи.

Судя по заброшенной каменоломне (рис. 5-6) и остаткам рубил на мете тесания фигур, островитяне покинули остров не закончив процесс изготовления статуй до конца, либо изготавливали их по мере необходимости. Куда исчезла целая цивилизация с пустынной земли острова Пасхи — еще один вопрос, на который у археологов и историков мнения расходятся.



Рис. 5-6 Открытый карьер по добыче камня и место его обработки на острове. Фото из свободного доступа в Интернете.

Ученые предполагают, что коренные народы, проживавшие на острове, создавали каменные статуи моаи в память о предках. Новая скульптура появлялась в честь каждого усопшего вождя племени или другой важной особы.[9] Так возникал целый ряд таких изваяний изображённых на рис. 7. Всё это, очевидно, из разряда эмоциональных предположений ничего общего с делом не имеющее. Просто так видится авторам этих предположений.

Рис. 7 Группа статуй моаи установленных в одном месте. (Из свободного доступа в Интернете).

Генетические данные

Согласно генетическим исследованиям популяционных генетиков и тестированию, остров Пасхи полинезийцы заселили в 1200 г, когда для европейцев эта задача была не простой. По их мнению, полинезийцы и создали этих каменных идолов. В октябре 2018 г через РИА Новости прошла информация, что палеогенетики впервые «воскресили» и расшифровали ДНК древних жителей острова Пасхи и пришли к выводу, что те были родичами полинезийцев никогда не контактировавшими с другими группами людей до прибытия европейцев на этот загадочный остров, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"Мы не нашли никаких следов того, что жители острова Пасхи и индейцы Южной Америки могли контактировать друг с другом. То, что это так, сильно нас удивило, так как было множество намеков, что такие контакты происходили, и поэтому мы были уверены, что нам удастся их найти. Оказалось, что это совсем не так", — заявил Ларс Ферен-Шмитц (Lars Fehren-Schmitz) из университета Калифорнии в Санта-Крузе (США).

Генетический ключ истории

Ферен-Шмитц и его коллеги окончательно разрешили эти споры, восстановив и расшифровав ДНК, извлеченную из костей пяти древних жителей острова Пасхи, чьи останки были найдены в конце 80 годов прошлого века в местечке Анакена и вывезены в музей Кон-Тики в Норвегии.

В сообщении говорится, что три из них, жили до пришествия европейцев на остров Пасхи, в 1445-1624 г н.э., а два других – незадолго до или уже во времена владычества рабовладельцев, в начале XIX — XX веков. Восстановив и сравнив их ДНК, генетики надеялись понять какая из двух гипотез верна и найти, если это возможно, родину цивилизации острова Пасхи.

Ферену-Шмитцу и его коллегам удалось восстановить митохондриальные ДНК у всех этих людей и получитьинформацию по 30 тысячам мутаций в остальной части их генома, чего хватило для поиска генетических корней. По сообщению генетиков обрывки ДНК однозначно указали на то, что жители острова Пасхи жили в изоляции несколько тысяч лет после своего прибытия на эту землю, и не контактировали с индейцами или другими народами планеты до начала XVIIIвека, когда остров был открыт мореплавателями изЕвропы.[10] К сожалению, у этих данных, так уж принято у популяционных генетиков, отсутствуют гаплогруппы, субклады и гаплотипы, т.к. в своих работах попгенетики обычно их либо не определяют, либо определяют но не публикуют, хотя именно там и находится самая ценная информация для сравнительного анализа данных ДНК-генеалогией.


Выдвигаемая гипотеза

и её обоснование

Изучив все положительные и отрицательные стороны заданной темы: её историю, предыдущие гипотезы, археологию, картографию, снимки со спутника, генетические данные, можно приступать к выдвижению и обоснованию своей гипотезы.

Первое что приходит в голову после изученного материала, столь громоздкие и трудозатратные сооружения должны преследовать определённые цели для их установки. К таковым целям можно отнести их видимость с дальнего расстояния невооружённым взглядом и нести в себе некий информационный характер, т.е. должны служить ориентирами для определённых объектов. Надо искать ответ на вопрос, что может служить такими объектами. Внутри самого острова таких однородных объектов найти не удалось. Следовательно, искать их надо не внутри, а снаружи острова с учётом того что основная масса моаи расположена по периметру всего острова. Такие объекты были найдены после изучения спутниковых снимков и карты места расположения самих моаи (рис. 8).

Обследовав все точки расположения моаи со спутниковых снимков, внимание привлекло то обстоятельство, что они стояли везде где имеются в прибрежной зоне опасные скальные выходы способные нанести ущерб плавательным средствам при их приближении к острову и затруднительному выходу на берег в районе имеющихсягаваней. На рис. 9 старых зарисовок хорошо видно, что данные части береговой линии таких гаваней обнесены большими глыбами камня, предупреждающими об отсутствии причальных сооружений и опасности швартования в данных местах. В 1816 году к острову пытался подплыть русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием. Однако высадиться на Рапа-Нуи русским не удалось из-за якобы враждебности рапануйцев. Вероятно, это была не враждебность, а попытка просигналить на судно, что в данном месте нет места для причаливания, принятая за агрессивное поведение. На рис. 10-13 хорошо видны опасные места для мореплавания.

Рис. 8 Место расположения моаи на острове Пасхи (из свободного доступа в Интернете)

Рис. 9 Неудачная попытка высадиться на берег острова в 1816 г.русского корабля «Рюрик».[11]

Рис. 10-13 Скальные выходы опасные для мореплавания у берегов острова Пасхи (фото из свободного доступа в Интернете)

Этим объясняется и необходимость надевания на головы моаи головных уборов «шляпы пукао» красного цвета, из красных пород камня – служащих дополнительными опознавательными и предупредительными знаками об опасности (рис. 14). Всё это свидетельствует об опасности мореплавания в данном месте и запрете швартования и высадкиво избежание кораблекрушения при малейшем шторме. В пологих местах острова имелся навал валунов, защищавших границы острова от подмывания во время шторма.

Рис. 14 Статуи Моаи со шляпами пукао красного цвета. (Фото: www.rthvictoria.com)

В пологой части острова статуй моаи гораздо меньше, чем обрывистой и имеющей скальные рифы. А там где рифы отсутствуют, отсутствуют и статуи, что усиливает гипотезу и делает её привлекательной с точки зрения доказательной базы.

Обратимся к спутниковой картографии

Для наглядности посмотрим как всё это выглядит на спутниковых картах. Воспользуемся имеющейся в свободном доступе программой http://world-maps.pro/satellite/карта_Остров_Пасхи Для примера покажу где располагались моаи и какие объекты расположены в море напротив этих статуй (рис 15/1 – 15/5). Очевидно, что все статуи расположены в зоне опасности для мореплавания. К таким можно отнести крутые обрывистые берега непригодные для высадки на берег острова, скальные выходы на поверхность, каменные завалы у береговой линии способные разбить судно во время даже небольшого шторма. При этом следует обратить внимание на то, что большая часть моаи расположена в восточной части острова с наиболее крутыми обрывами склонов береговой линии. И гораздо меньше их наблюдается в более пологой западной части острова там где есть удобные для захода и посещения острова гавани.

15/1

15/2

15/3

15/4

15/5

Рис. 15/1-15/5 показаны опасные для мореплавания места и место расположения мои сигнализирующие об этой опасности.

Предполагаю, что все они являются сигнальными оповестительными знаками для мореплавателей об имеющейся опасности в прибрежной зоне. Красный цвет на головном уборе (пукао) дополнительно сигнализировал об опасности. Следовательно, располагались они первоначально лицевой стороной к морю, а не внутрь острова. Теперь обратим внимание на фото рис.16. Стрелкой показан старый знак (собственно моаи) и современный с красной полосой, практически заменивший моаи. Слева мы видим заход в небольшую гавань для захода маломерных лодок и знак опасности попасть на камни во время штормовой погоды или приливов ( см. на рис. 17-19).


Рис. 16 Современной сигнальный знак с красной полосой установленный в зоне опасности при заходе в небольшую гавань для маломерных лодок. (Фото из свободного доступа в Интернете).

Рис. 17-19 Штормовая погода в прибрежной зоне острова. Стрелками показаны скальные выходы, звёздочкой высота волн. (Кинозал ЛАИ. Из свободного доступа в Интернете.).

Если обратиться к изображениям на рис. 20-22, увидим практически то же самое что и на острове Пасхи, вместо моаи вдоль прибрежной зоны стоят современные маяки рядом со старыми сигнальными сооружениями, заброшенными, но до конца не разрушенными ещё со старых времён, в том числе и на острове Пасхи, на которые исследователи предпочитают не обращать внимание.

Рис. 20 Современный маяк на одном из островов в зоне выхода скальной гряды. (Из свободного доступа в Интернете).

Рис.21 Современный маяк рядом со старым сигнальным сооружением по типу «моаи». (Из свободного доступа в Интернете).

Рис. 22 о. Пасхи справа старый моаи, слева современный маяк. (Из свободного доступа в Интернете).

Рассмотрим платформы «аху» на острове Пасхи

Изучая статуи моаи невозможно обойти стороной платформы аху на которых они установлены в ряде случаев. Забегая вперёд отмечу, что на самом деле моаи к аху не имеют никакого отношения и были установлены на них по недоразумению и незнанию истинного предназначения данных платформ. На рис. 23 и 24 хорошо виден песок намытый волнами в лагунной части прибрежной зоны и защитная дамба преграждающая путь волнам к размытиютерритории. Сами же моаи никакой функциональной значимости в данном месте не имеют и установлены реконструкторами ошибочно. Об этом же свидетельствует и тот факт, что сами дамбы и волнорезы, как правило, состоят из двух стен с внутренней забутовкой камнем, что делает саму статую крайне неустойчивой на этой платформе. Образцы таких защитных дамб (платформ) от волн при штормовой погоде можно наблюдать по периметру всего острова, где имеется угроза подмывания пойменных мест (рис. 25-28). Имеются защитные искусственные набросы камня и по самому грунту вплоть до дамбы (рис. 27-28). А так же имеются боковые стены для защиты грунта (рис. 26) во время приливов и отливов. По данным citipedia.info [12] в настоящее время приливная и отливная волна носит колебательный характер в течение суток и достигает максимальной высоты во время прилива 0.85 м, что ещё раз доказывает необходимость установки заградительных валов – дамб (аху), чтобы вода не проникала вглубь острова и не уничтожала его плодородный слой в районе лагун.

Рис.23 Волнозащитная платформа (дамба).(Из свободного доступа в Интернете).

Рис. 24 Общий вид лагунной части прибрежной зоны и защитная дамба — платформа. (Из свободного доступа в Интернете).

Рис. 25-28 Поперечные и боковые волнорезы Фото из архива «А.Ю. Скляров: Остров Пасхи — итоги экспедиции»

Обобщённые данные

Прежде чем подвести итоги исследованиям, следует обратить внимание на некоторые дополнительные факты. Время сооружения, разрушения и восстановления статуй моаи достоверно не установлено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в работах посвящённых острову Пасхи утверждал, что миграция населения происходила в два этапа. Первоначально острова Полинезии были заселены в середине 1 тысячелетия н.э. Если обратимся к данным радиоуглеродного анализа, полученного учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из Анакены, получим свидетельство о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н.э., что на 400—800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья. Ранее считалось, что колонизация Рапа-Нуи происходила в 800—1200 гг. н.э., а экологическая катастрофа, которая характеризовалась исчезновением на острове пальмовых деревьев, началась, как минимум, спустя 400 лет после заселения. Однако, исчезновение деревьев на острове может быть вызвано не только их масштабным истреблением человеком, но и природными катаклизмами, которые могли привести к их уничтожению.

(Продолжение ниже)

09:40

1 комментарий

11:08
(Продолжение)

Исследования показывают, что было, вероятно, не две, а три волны заселения острова. По данным опубликованным Н.Н. Непомнящим «последний взрыв активности, по нашим данным, произошел 12 000 лет назад, что по геологическим меркам было почти вчера. Извержение могло произойти на одном из бесчисленных второстепенных пиков, которые разбросаны по склонам Тереваки». Сам остров расположен в активной зоне разлома и помимо извержений вулканов в любое время могли произойти землетрясения способные нанести значительный ущерб острову и привести к бегству его обитателей. Так, например, в 1960 г, было сильнейшее землетрясение в Чили, которое вызвало 8-метровую волну цунами и приливную волну, которая протащила 15 статуй, установленных на платформе Тонгарики вглубь острова, расколов моаи на части.

К первой волне заселения можно отнести период каменного века предшествующего эпохе металлов, когда уровень океана был на несколько метров ниже и на остров можно было добраться через серию небольших островов вулканического происхождения со стороны Полинезии, расположенных на меньшем расстоянии друг от друга и со стороны Перу (Американского континента). На рис. 29 звёздочкой показано место расположения о. Пасхи, а точками пролегавшие предположительные маршруты по серии островов, некоторые из которых по сей день располагаются выше современного уровня океана, другие погружены в воды Тихого океана. К ныне существующим островам можно отнести со стороны Полинезии: Рото, Кикау, Тукао, Нивано, р-он Французской Полинезии, острова Питкерн, Дюси. Эта гряда полудугой тянется от О. Пасхи до самого Перу. При этом мы видим схожесть технологий каменной кладки с данным регионом.

Столь громоздкие по затратам человеческих усилий сооружения как моаи было бы бессмысленно устанавливать для внутренних потребностей островитян хорошо знающих особенности острова и его прибрежной зоны. Для внешнего же мореплавания они приобретают первостепенное значение. Отсюда вытекают и легенды о заселении острова двумя расами людей поделёнными легендами на длинноухих (полинезийцев) и короткоухих (перуанцев). В пользу древности первой волны поселенцев острова свидетельствуют каменные орудия обработки моаи выдаваемые за копья и наконечники стрел. Если внимательно присмотреться к этим инструментам, хорошо видно что все они есть нечто иное как базальтовые и обсидиановые инструменты для обработки туфа и песчаных пород камня изображённые на рис. 30 и 31. По форме базальтовых и обсидиановых рубил хорошо видно, что на их основаниях имеются сокращения для вставления и закрепления в деревянной рукояти, т.е. по своей структуре ударная часть рубила имела преимущественно форму современного топорища.

Рис. 29 Возможные пути продвижения к о. Пасхи с Полинезии и Перу.
( world-maps.pro/satellite/карта_Остров_Пасхи )



Рис. 30-31Базальтовые и обсидиановые рубила найденные на о. Пасхи. (Из свободного доступа в Интернете).

Что касается второй и третьей волн заселения, предположений и гипотез высказано множество, на них останавливаться не будем. Все они рассматривались как первое и второе заселение времён начиная с IX-XI веков н.э. вплоть до открытия данного острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Следует отметить тот факт, что поселенцы второй волны истинного предназначения статуй моаи уже, вероятно, не знали, поэтому отношение к ним было соответствующим, а те переселенцы кто попытался реконструировать историю этих памятников, не зная их предназначения, сделали это так как представляли. При реконструкции моаи были развёрнуты в обратную сторону. Другая их часть была собрана и ошибочно установлена на платформах аху предназначенных для совершенно других целей. Так появились мифы об их культовых предназначениях, что послужило поводом для захоронений в этих «культовых» местах. Так рождаются на свет многие мифы и легенды. К ним можно отнести и разрушение статуй в результате гражданской войны на острове между длинноухими и короткоухими.

Не все статуи сделаны из одной породы туфа. Обнаружены карьеры и в других местах острова с использованием песчаника, более сложного в обработке. Перемещать статую из одной части острова в другую не было такой необходимости. Использовался другой, более близкий к нужному месту карьер. Но это уже отдельная тема для исследований связанная с доставкой.
Миф о том, что моаи передвигались самостоятельно, может быть подтверждён экспериментально лишь частично, в плане самостоятельного спуска заготовок закреплённых в лежачем положении до подножья вулкана. Доставлялись они, вероятно, на неуправляемых деревянных салазках. В память об этом сохранилась традиция островитян проводить соревнования под названием Хака Пей (рис. 32), суть которых заключается в скольжении по склону вулкана Маунга Пу на санях из бревен. Временами скорость достигает 80 км/ч, при этом нет никакой возможности тормозить или управлять движением. Вот так моаи и двигались сами. А дальше их всё равно приходилось обрабатывать и транспортировать тяговой силой, предположительно, закреплёнными на тех же скользящих по грунту салазках.

Рис. 32 Соревнования Хака Пей по неуправляемому скольжению со склона вулкана. (Из свободного доступа в Интернете).
В пользу такой гипотезы говорит само строение салазок позволяющее скользить по поверхности с минимальным сопротивлением. Размеры самих салазок могли быть другими, но сам принцип их построения дошёл до современников в виде состязаний на неуправляемых салазках.

ВЫВОДЫ:
• Статуи моаи являются сигнальными предупредительными сооружениями, предназначенными для оповещения об опасности мореплавателей при приближении к острову;
• первоначальное расположение статуй шло по периметру острова и устанавливались лицом по направлению к опасным местам в прибрежной зоне океана;
• головные уборы из красного туфа – пукао служили дополнительным оповещением мореплавателей об опасности;
• Платформы аху изначально являлись защитными заградительными дамбами от разрушения волнами самого острова во время штормов, приливов и отливов вод Тихого океана, позволяли отсечь поступление морской воды в равнинные части острова имеющие плодородный слой и не предусматривали установку на них серии статуй моаи;
• древние сигнальные сооружения моаи были в последствии заменены современными маяками;
• гипотеза требует подключения к исследованиям варианта трёхэтапного перезаселения острова Пасхи, с акцентом на первый этап изготовления статуй моаи в более ранний период, относящийся к периоду подъёма уровня Тихого океана и погружения большей части островов под воду. Это, очевидно, и послужило исходу с острова первой волной поселенцев, изготовивших статуи моаи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бутинов Н.А. Острова Кука и остров Пасхи (проблемы этногенеза). Актуальные проблемы развития Австралии и Океании. М.: Наука, 1984. С. 170—178.
Бутинов Н. А. К истории заселения о-ва Пасхи (по материалам преданий и дощечек с письменами). Культура народов Индонезии и Океании. Сборник XXXIX музея антропологии и этнографии. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — Л.: Наука. 1984.
Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. (Серия «Человек и окружающая среда»). «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с.
Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). «Наука», Сибирское отделение, 1976.
Непомнящий Н.Н. Остров Пасхи. Выдержки из книги. Электронный вариант.
Скляров А. Мифы об острове Пасха. Материалы Научно-иследовательского центра ЛАИ, 2014.

Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов).

Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. — М., Искусство, 1982. — 527 с.

Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна. — Random House, 1989.
Jo Anne Van Tilburg. Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. — London and Washington: D. C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. (Электронный вариант)

Чесноков А. О людях, ветрах и плотах в океане: История путешествия от Южной Америки до острова Пасхи и обратно. Издательские решения, 2017. — 288 с.

Электронные средства информации (Интернет):
bookz.ru/authors/heierdal-tur/aku-aku_896/1-aku-aku_896.html

ru.wikipedia.org/wiki/Моаи

ru.wikipedia.org/wiki/История_Острова_Пасхи

www.cell.com/current-biology/fulltext/S0960-9822(17)31194-6?_returnURL=https%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS0960982217311946%3Fshowall%3Dtrue

Рубрика «Наука и техника» 19:06, от 10.10.2018
lenta.ru/news/2018/10/10/easter/

www.youtube.com/watch?v=yOjhe8p-6Zk

Время приливов и отливов о. Пасхи
www.citipedia.info/ru/tides/chile/hanga+piko_easter+island

ЛАИ За кадром Волны острова Пасхи
www.youtube.com/watch?time_continue=48&v=hC7-OfwgF6M

Gibbons, Ann. Dates Revise Easter Island History. Science. 2006. Т. 311. С. 1360.

Terry L. Hunt. Rethinking Easter Island’s ecological catastrophe. Journal of Archaeological Science. 2007. № 34. С. 485—502